Atention! The project the Ekaterinburg CityPass is closed, sale of cards is stopped!
Ekaterinburg city tours
Make your journey bright with our guides
Ekaterinburg city tours
Make your journey bright with our guides
Welcome
Start: Ekaterinburg Guest Centre (4v, Gorkogo street).

How to get there
    How to get there:
    • If you arrived by train or bus to the Northern bus station. Take the underground (Uralskaya station) for 28 rubles, go to 1905 Square station, walk for 700 m and you are there.
    • If you arrived by bus to the Southern bus station. Take the underground (Chalovskaya station) for 28 rubles, go to 1905 Square station, walk for 700 m and you are there.
    • If you arrived at the Koltsovo airport: take a taxi. If you get popular Yandex, Gett, Uber taxi the journey will cost you around 300 rubles. But you can also take Bus No. 1 for 28 rubles. You should get off at Academy of Architecture station, walk for 700 m, and you are there.
    Routes
    Getting to know Ekaterinburg → Around the Iset tour →
    Journey to the Sverdlovsk of the future → City of Contrasts
    Getting to know Ekaterinburg
    You came to the city for the first time and don't know anything about it. You have just bought the CITY PASS and are now looking through this guide book.

    We suggest walking along the Iset river to understand the city, its structure and see the main attractions. The walk will take you about 2 hours.
    Around the Iset tour
    Traditional easy walking tour around the city pond. Everything you need for a nice walk and a lot of attractions. One of the citizens' favourite routes.
    Journey to the Sverdlovsk of the future
    For almost 30 years already the city has been officially called by its historical name – Ekaterinburg. But what would happen if the grand plans of Sverdlovsk avant-garde architects had come to life? What would Sverdlovsk be like then? We suggest taking a walk through the parallel universe, where the city of Sverdlovsk has become the capital of the Greater Urals and the largest centre of science, culture, and art.
    City of Contrasts
    Any city is always a territory of contradictions. And these contradictions and paradoxes always give rise to something new and original. Even the Ural Mountains are a contradiction — a mixture of European and Asian culture. On the basis of it, the famous unshakable Ural spirit is born.
    Getting to know Ekaterinburg
    You came to the city for the first time and don't know anything about it. You have just bought the CITY PASS and are now looking through this guide book.

    We suggest walking along the Iset river to understand the city, its structure and see the main attractions. The walk will take you about 2 hours.
    Around the Iset tour
    Traditional easy walking tour around the city pond. Everything you need for a nice walk and a lot of attractions. One of the citizens' favourite routes.
    Journey to the Sverdlovsk of the future
    For almost 30 years already the city has been officially called by its historical name – Ekaterinburg. But what would happen if the grand plans of Sverdlovsk avant-garde architects had come to life? What would Sverdlovsk be like then? We suggest taking a walk through the parallel universe, where the city of Sverdlovsk has become the capital of the Greater Urals and the largest centre of science, culture, and art.
    City of Contrasts
    Any city is always a territory of contradictions. And these contradictions and paradoxes always give rise to something new and original. Even the Ural Mountains are a contradiction — a mixture of European and Asian culture. On the basis of it, the famous unshakable Ural spirit is born.
    История Водонапорной башни
    Изначально башня обеспечивала водой железнодорожные мастерские, построенные в 1886 году на месте Монетного двора и механической фабрики. С основной железнодорожной веткой мастерские соединялись посредством специального ответвления, проложенного через весь центр города.

    В 1946 году бывшие мастерские переехали, водонакопительный бак демонтировали, а помещение на втором этаже башни отдали под фотоате-лье. Но и оно приказало долго жить, когда городу потребовались квадратные метры. В башню заселили две семьи.

    Электричество в башне было, а вот удобства – во дворе. За питьевой водой приходилось идти до колонки. Обогревалась башня с помощью трубы с заводским паром, располагавшейся с внешней, уличной, стороны.

    Уже после того как заводские постройки были практически полностью снесены, а на их месте организован Исторический сквер, башню отреставрировали и превратили в сувенирный магазин.

    Новый этап ее биографии связан с Музеем истории Екатеринбурга. Начиная с 1995 года в башне разместилась экспозиция «Метальная лавка», знакомящая с бытовым и художественным металлом прошлых веков. Первым «хранителем» башни и собирателем артефактов стал художник Виктор Махотин.

    В 2018 году Водонапорная башня снова преобразилась, пережив реконструкцию. Летом на первом этаже заработал Гостевой центр Екатеринбурга для туристов и жителей города, а с осени на втором этаже представлена новая постоянная экспозиция, посвященная истории Плотинки и обитателям башни.

    История памятника
    Скульптурная композиция работы Петра Чусовитина была установлена к 275-летию Екатеринбурга. Еще на этапе проектирования памятник вызвал неоднозначную реакцию городского сообщества. Наряду с его художественными достоинствами обсуждался и тот факт, что отцы-основатели города похожи, как близнецы-братья. Историки и краеведы высказывали недовольство тем, что Татищев и де Геннин, недолюбливавшие друг друга при жизни, оказались вместе на одном постаменте.

    14 августа 1998 года памятник торжественно открыли. Взору присутствовавших предстали две симметрично расположенные бронзовые фигуры, обращенные к Историческому скверу – тому самому месту, где некогда располагался завод, давший начало городу. В руках персонажей мы видим план Екатеринбурга. У подножия монумента размещается надпись, гласящая: «Славным сынам России В. Н. Татищеву и В. И. де Геннину Екатеринбург благодарный». Фамилии указаны именно в таком порядке, а вот расположение персонажей памятника прямо противоположное: слева мы видим де Геннина (в треуголке), а справа – Татищева (в парике и без головного убора). Не удивительно, что сами горожане часто путаются, кто из них кто – теперь говорят: «тот, кто в шляпе» или «тот, кто без шляпы».

    О Доме Севастьяновых
    Истории о чудачествах «миллионщиков», купающих в шампанском лошадей или затевающих невероятные пари, любимы публикой за красочность деталей и завиральность сюжетов. И Екатеринбургу есть чем похвастать, в частности именно здесь разворачивались неистовые кутежи золотопромышленников.

    Николай Иванович Севастьянов, конечно, персонаж несколько иного рода: все же чиновник особых поручений при главном начальнике Уральских горных заводов Глинке, главный смотритель казенных металлических караванов Уральских заводов. Выйдя в отставку, в 1860 году он приобретает 3-этажный каменный дом в центре Екатеринбурга и перестраивает его по проекту архитектора Падучева. Вот тут-то и наступает время чудес. Севастьянов якобы решает позолотить крышу ротонды золотом. Но так как золотые купола были прерогативой исключительно духовных учреждений, на гордеца была наложена суровая епитимья – ежеутренне являться на службу в ближайшую церковьв чугунных калошах. Верится в это с трудом, но дом, в любом случае, получился примечательный.

    Классицистический в своей основе, он был дополнен неоготическими и барочными элементами и по сей день выделяется на фоне прочих собратьев нездешним лоском и щегольством.
    Позднее дом продали Министерству юстиции, и с 1874 года здесь размещался окружной суд. Уже после революции в роскошных каменных чертогах обосновался сначала Уральский комиссариат труда, а затем – областной совет профсоюзов.

    В 2008 году особняк отреставрировали, наградив его официальным статусом президентской резиденции.

    История Площади 1905 года
    Свято место пусто не бывает, гласит известная поговорка. Примерно по такому сценарию развивались события вокруг центральной площади города, переименованной в 1919 году из Кафедральной в площадь 1905 года.

    Чтобы открывающиеся виды не вступали в противоречие с новой вывеской, от всех напоминаний о временах «ненавистного царизма» спешно избавлялись. И в первую очередь – от памятника Александру II, чей освободившийся постамент спустя недолгое время занял Карл Маркс, точнее его мраморный бюст работы знаменитого скульптора Степана Эрьзи. Именно он, Эрьзя, должен был возглавить нарождающееся движение в монументальном творчестве и вдохнуть новую жизнь в русскую скульптуру. Эрьзя честно пытался. Даже изваял невиданный доселе в местных широтах памятник «Освобожденному труду», сменивший классика марксизма на его постаменте. При виде беломраморного обнаженного юноши екатеринбургские барышни смущенно отводили глаза, а мужчины упражнялись в сквернословии. Очень скоро «Ваньку голого» – именно так прозвали работу Эрьзи не склонные к сантиментам уральцы, поспешили убрать с глаз долой.

    А затем не стало и Богоявленского кафедрального собора, взорванного в 1930 году. На его месте соорудили трибуну из гранитных блоков, куда в 1948 году водрузили гипсового «Сталина». Рядом, по проекту, должен был появиться «Ленин», под него даже зарезервировали место. Однако сам памятник возник лишь в 1957 году («Сталина» по известным причинам демонтировали годом ранее). Автор, Владимир Ингал, изобразил «Ленина сегодняшнего дня... Он широко обводит рукой вокруг, как бы показывая на совершенное советскими людьми».
    Окунуться в историю зданий улицы
    Белый дом / Дом советов

    Октябрьская площадь, 1

    В 2010-е годы Екатеринбург впервые вошел в топ–100 высотных городов мира. Но движение в этом направлении было начато гораздо раньше, и одним из этапов большого пути стало возведение на Октябрьской площади 24-этажного Дома советов. Построенное в конце 1970-х – начале 1980-х годов по распоряжению Бориса Ельцина и предназначавшееся для областного комитета КПСС здание наглядно воплощало собой неприступную «вертикаль власти».

    Этот памятник позднесоветского модернизма носит во многом переходный характер – от классических сталинских высоток к позднейшим гигантам из бетона и стекла: железобетонное в основе, оно облицовано мраморными плитами, благодаря чему получило красноречивые народные обозначения – «Белый дом» и «Зуб мудрости». Проектная документация Дома советов создавалась в Москве архитектором Михаилом Шапиро, но дорабатывалась уже местными специалистами.

    В 1991 году в бывшую обкомовскую резиденцию перебралось правительство Свердловской области.


    Театр Драмы

    Октябрьская площадь, 2

    С главным свердловским небоскребом соседствует здание драматического театра, возведенное в 1990 году и окончательно сформировавшее облик Октябрьской площади. Правда, как и ряд других объектов советского модернизма, драмтеатр пережил позднейшую реконструкцию и имеет весьма опосредованное отношение к оригинальному проекту.


    Здание Законодательного собрания Свердловской области

    ул. Бориса Ельцина, 10

    Относительно новая постройка для Екатеринбурга. Сами работы шли с июля 2007-го до декабря 2009-го. Задача у архитекторов и строителей была не из легких: между гостиницей с панорамным остеклением и по-конструктивистски аскетичным «белым домом» должно было появиться что-то, что могло бы уравновесить столь разные архитектурные стили.
    Сейчас фасад здания выглядит скромно. Его украшает лишь соболь с грифонами — позолоченный герб области размером четыре на четыре метра. Внутри же здание оснащено по последним технологиям


    Башня Исеть

    ул. Бориса Ельцина, 6

    Башня Исеть Екатеринбург признана рекордным по высоте зданием (209 м) для Екатеринбурга и одним из самых высоких в России. Строительство шло 2008-2016 годы.
    В процессе строительства небоскреб потерял шпиль и балконы, зато приобрел «медную» корону. После сноса недостроенной телебашни у цирка в 2018 году за ним закрепилось звание самого высокого здания северной части мира (207 метров).

    Как появился Ельцин Центр
    В 2008 году для одного из старинных, «одноэтажных» кварталов Екатеринбурга, что в районе улиц Челюскинцев – 9 января – Маршала Жукова, началась новая жизнь. Именно тогда был заложен первый камень пятидесятиэтажной башни «Исеть» – первого здания нового делового квартала «Екатеринбург-Сити».

    Согласно первоначальному плану, предполагалось возвести четыре высотные башни, бизнес-парк, торговую галерею, конференц-центр и гостиницу, причем основные объекты нового делового центра должны были появиться еще до саммита Шанхайской организации сотрудничества (лето 2009 года). К этому времени построили лишь здание пятизвездочно-го отеля «Хаятт» – на этой площадке президент Дмитрий Медведев провел все основные встречи саммита.

    В 2009 году прекратила свое существование улица 9 Января, переименованная в улицу Бориса Ельцина, а недостроенный конгресс-холл «Демидов-Плаза» был перестроен и приспособлен под нужды современ-ного музейного комплекса – «Ельцин-центр». В 2011 году у его подножия появился памятник первому Президенту России.
    Об истории Оперного театра
    Сегодня Екатеринбургский театр оперы и балета исправно выпуска-
    ет премьеры, сотрудничает с ведущими постановщиками и артистами и гремит на театральных конкурсах. За его плечами — славное прошлое, связанное с такими выдающимися именами, как Лемешев, Козловский, Архипова...

    Но сама история возведения театра — настоящий театральный триллер. Проект архитектора Семенова («Светлана») утвердили в 1903 году, однако закладка здания состоялась лишь в 1910-м, когда автор проекта уже перебрался в Лондон. Все это время не утихали споры вокруг избранного места строительства (Дровяная площадь, ныне площадь Труда): ломались копья в прессе, создавались петиции... Авторский надзор доверили архитектору Константину Бабыкину. Он существенно переработал чертежи, в частности декор в духе модерн уступил место ренессансным реминисценциям. Отношения архитектора с генеральным подрядчиком стройки г-м Голландским скоро достигли точки кипения (в связи с неудовлетворительным качеством работ).

    Пожар, случившийся накануне открытия и уничтоживший декорации, можно считать логичным продолжением бушевавших страстей. И все же 29 сентября (по старому стилю) 1912 года новый «с иголочки» театр был полон, ложи блистали, и Иван Сусанин на сцене отдавал жизнь за царя в премьерной постановке.